Новости

Новый выпуск подкаста «Не әңгіме?» посвящен вопросам реабилитации жертв политрепрессий

Очередной выпуск подкаста «Не әңгіме?» посвящен истории политических репрессий в Казахстане в XX веке и вопросам реабилитации жертв политрепрессий. Гостями выпуска стали Буркитбай Аяган, историк, член Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий и Феликс Дульский, заместитель председателя ОО «Поляки».

Как известно, ежегодно 31 мая в Казахстане отмечается как День памяти одной из самых трагических страниц истории страны – массовых политических репрессий и ужасающего голода, повлекшего гибель миллионов человек. В 1993 году в Казахстане был принят закон «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». Цель его принятия — восстановление справедливости и возмещение понесенного пострадавшими ущерба. Решением Главы государства Касым-Жомарта Токаева в прошлом году была создана специальная государственная комиссия для реабилитации жертв политических репрессий.

«Есть такое выражение «В народ, который не помнит своего прошлого, прошлое стреляет из оружия». Этот день необходимо отмечать, прежде всего, чтобы подобные жесточайшие репрессии в отношении простого населения, народов в будущем не повторялись. Многие говорят о том, что случилось, но надо также говорить о том, как случилось, почему это случилось и какие были механизмы этих репрессий», — подчеркнул Буркитбай Аяган.

Историк отметил, что есть ошибочное мнение, что репрессии начались в 1937-1938 годах. «Они начались с прихода к власти большевиков в 1917 году. Репрессии надо разделить на несколько разделов. Первые — политические репрессии. Вторая часть репрессий касалась депортации народов. Они проходили «воровски», принимались какие-то тайные постановления по выселению. Это были этнические чистки. Третья часть коснулась всех народов. Абсолютное большинство сидевших были крестьяне, рабочие, от имени которых большевизм и выступал», — рассказывает Буркитбай Аяган.

Заместитель председателя ОО «Поляки» Феликс Дульский вспоминает опыт депортации своей семьи: «В 1936 году моих предков из западной Украины привезли на тепловых вагонах и сбросили на казахскую землю, которая потом дала им пищу, воду. Был казах Искаков, местный житель — егерь, помогал людям выжить. Делились лепешками, всем, что было между собой. Я все это помню из рассказов своих предков и передаю своим».

Буркитбай Аяган отмечает, цифра репрессированных в Казахстане колеблется от 10 до 17 млн человек.

«В любом случае это огромная цифра. 17 млн – это население современного Казахстана. Репрессии не были ни в чем оправданы, не имели моральных устоев, Сажали всех, невозможно подсчитать, так как тщательно скрывались цифры», — подчеркнул историк.

Вместе с тем, он также отметил, что тоталитаризм невозможно оправдать: «Мне поражают современные молодые люди, которые защищают Сталина, тоталитаризм. Нет на свете ничего важнее человеческой жизни. Это неотъемлемое право человека… Тоталитарная власть всегда преподносит свои деяния под великими обертками».

В настоящее время в Казахстане действует Государственная комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий.

«К работе комиссии помимо историков привлечены серьезные казахстанские юристы. Перед комиссией стоит очень сложная задача. Больше года мы работаем. Работаем бесплатно. Нам дали допуск в архивы. На данном этапе мы изучаем казахстанские архивы», — подытожил Буркитбай Аяган.

Другие новости

Back to top button